Главным событием этой необычной выставки станет экспозиция, посвященная 95-летию Гаража Особого Назначения — главного автомобильного ведомства страны.
Отечественный автопром создавал невероятные машины, хотя и малыми сериями. И предназначались они для перевозки первых лиц государства.
Наш первый 6-местный бронированный лимузин ЗиС-115 создавался, прежде всего, для Сталина. Хотя в основу был положен американский Packard, в конструкции было много своего, а главная изюминка — бронекорпус — стопроцентное отечественное ноу-хау. Бронекорпус выпускали на военном заводе в Подольске, он назывался «изделие №100». Каждая броневая панель кузова проходила военную приемку и подвергалась испытательному обстрелу на соответствие высшей категории защиты. Производство этих корпусов было индивидуальным, и на каждой, даже самой маленькой детали стояло клеймо с номером машины. Боковые стекла имели толщину 75 мм и при этом выполнялись опускными (привод осуществлялся устройством, напоминающим гидравлический домкрат). Выборочно автомобили ЗиС-115 оборудовались кондиционерами. Компрессор ставили под капот, а сама установка располагалась в багажнике. При этом воздуховоды шли прямо в салон и монтировались по обе стороны от заднего стекла. На ЗиС-115 впервые в СССР использовался задний мост с полуосями полностью разгруженного типа. В отличие от базового ЗиС-110 «бронелимузин» комплектовался шинами увеличенного размера — 7,50-17”. Кроме того, на ЗиС-115 был более мощный (126 л. с.) двигатель с увеличенной степенью сжатия. Для лучшего охлаждения силового агрегата применяли сдвоенный масляный насос и дополнительный масляный радиатор. Машины собирались в спеццехе с отдельной пропускной системой и вооруженной охраной. По разным оценкам из ворот спеццеха в 1949-1958 гг. вышло 30-38 автомобилей, до наших дней сохранилось не больше 10.
В постсталинскую эпоху наступила пора «открытости». В 1956 году для Никиты Хрущева собрали полноприводной автомобиль ЗиС-110П с кузовом фаэтон. Он использовался для поездок по целине, по колхозным полям и на охоту. Хрущевский фаэтон имел оригинальную раму, а некоторые агрегаты ходовой части были заимствованы у грузовика ГАЗ-63. Помимо полного привода характерной особенностью этих машин была независимая подвеска передних колес. Всего было выпущено два полноприводных фаэтона. Один из них использовался в спортивной лаборатории ЗиЛа и до наших дней не сохранился.
В 1956 году ЗиС был переименован в завод имени Лихачева, а на следующий год был выпущен первый экземпляр нового лимузина ЗиЛ-111. В его конструкции было воплощено много новых технических решений: V-образный силовой агрегат, 2-ступенчатая АКП с кнопочным управлением, электропривод стеклоподъемников, бескамерные шины низкого давления. Новый ЗиЛ, как и предшественник, оставался рамной машиной, но при этом стал значительно ниже. За счет увеличившейся ширины кузова и перепланировки салона места в машине стало больше, соответственно пассажиры смогли разместиться значительно удобнее, чем в ЗиС-110. В 1959 году в серию пошла модификация ЗиЛ-111 с полностью отечественной установкой для кондиционирования, названная ЗиЛ-111А, а чуть позже появился и кабриолет с индексом «В». Несколько экземпляров ЗиЛ-111В были выпущены в специальном парадном исполнении со светлым тентом и дополнительным оборудованием: поручнями и микрофоном. Они сменили на парадах фаэтоны ЗиС-110Б.
В декабре 1962 года в мелкосерийную сборку пошла еще одна модификация «сто одиннадцатого» — лимузин ЗиЛ-111Г. Четырехфарная система освещения делала этот автомобиль более монументальным и тяжеловесным на вид. По сути это был тот же 111А с кондиционером, но с измененными внешними формами кузова и совершенно другим художественным решением хромированного декора. Внешне ЗиЛ-111Г уже не копировал какой-то конкретный автомобиль, а был полностью создан заводскими дизайнерами, хотя и с оглядкой на американские тенденции автомобилестроения. На 111Г полностью была изменена передняя и задняя часть машины. Центральная же осталась прежней, за исключением наружных панелей дверей, соответственно стилизованных под произошедшие внешние изменения. Прописная надпись «ЗиЛ сто одиннадцать» на заднем крыле уступила место лаконичной «ЗиЛ-111». Из примерно 26 изготовленных автомобилей достоверно известно о 9 сохранившихся. Открытой версией автомобиля ЗиЛ-111Г стал автомобиль ЗиЛ-111Д с кузовом кабриолет. В период с 1964 по 1967 гг. было построено около 12 автомобилей. Серо-голубые ЗиЛ-111Д неизменно участвовали в военных парадах до середины 70-х годов, когда были заменены более современными ЗиЛ-117В.
К 50-летию Октябрьской революции на ЗиЛе изготовили новый лимузин ЗиЛ-114. На самом деле работы по созданию нового автомобиля ЗиЛ-114 велись параллельно с разработкой ЗиЛ-111Г. Проекты ЗиЛ-114 и ЗиЛ-117 входил в список мероприятий, утвержденных постановлением Совмина. Внешняя форма ЗиЛ-114 впервые в истории создания представительских автомобилей ЗиС-ЗиЛ была самостоятельной, т.е. не имела прототипа или элементов прямого заимствования. Хотя, как и прежде, для завода постепенно приобретались зарубежные представительские автомобили для изучения. Утверждение формы происходило осенью 1963 года. Принятая форма оказалась устойчивой, стабильной, даже несколько консервативной. Если внешность семейства 114-х всегда оставалась строгой, то интерьер был многовариантен по исполнению, от серого сукна до бордового бархата с золотым шитьем. Впервые на автомобиле были применены следующие конструктивные решения: передние и задние дисковые тормозные механизмы с вентилируемыми дисками; алюминиевый блок двигателя; 3-скоростная гидромеханическая АКП; торсионная передняя подвеска. Три опытных образца ЗиЛ-Э114 были построены в 1966 году. Базовая модель семейства находилась в производстве с 1967 по 1976 гг. и со всеми модификациями была изготовлена в 120 экземплярах.
В 1967 году увидела свет в металле еще одна новая разработка — 7-местный представительский лимузин ЗиЛ-114. Машина оснащалась 6-литровым V-образным двигателем мощностью 300 л. с. и имела X-образную раму из лонжеронов объемного сечения, обладавших повышенной жесткостью на кручение. Поскольку особое внимание уделялось комфорту пассажиров, длина лимузина возросла до 6,3 м. Почти все пространство внутри салона принадлежало пассажирам: водителю оставалось так мало места, что даже рулевую колонку пришлось сделать откидывающейся. Всего было собрано 113 экземпляров. Автомобиль имел строгие и гармоничные формы. Большие габариты по длине и малая высота делали машину вытянутой, стремительной. Именно с серии «114» начался отход ЗиЛа от прямого копирования американского стиля, элементы которого можно было видеть на предшествующих моделях.
Впоследствии ЗиЛ-114 трансформировался в куда более прогрессивную конструкцию ЗиЛ-4104. Пройдя две глубоких модернизации, она завершила историю создания представительских автомобилей на ЗиЛ.
Известно, что автомобили представительского класса в то время создавались и на Горьковском автозаводе. Первый среди них — 7-местный лимузин ГАЗ-13 «Чайка» выпускался с 1959 по 1978 гг. Он оснащался электрическими стеклоподъемниками и кнопочным управлением гидромеханической трансмиссией. Небольшое количество машин (менее 20 экземпляров) было построено с перегородкой в салоне. Этот кузов получил обозначение ГАЗ-13А. Также на базе ГАЗ-13 выпускался кабриолет ГАЗ-13Б. К середине 60-х годов конструкция «Чайки» ГАЗ-13 начала устаревать, и завод начал работу над созданием нового автомобиля ГАЗ-14, проект которого утвердили в 1969 году. Перед дизайнерами стояла задача создать гармоничный внешний облик, не подвластный влияниям моды, учитывая высокие затраты на технологическую оснастку и малый объем выпуска автомобиля. Для военных церемониальных целей — командования парадами войск в округах создали специальную открытую модификацию ГАЗ 14-05. Таких машин построили примерно 15 штук. Во время «борьбы с привилегиями» в перестроечное время производство автомобилей свернули, а всю оснастку уничтожили. Всего было изготовлено 1120 автомобилей.
Прежде чем подвести итог, несколько слов еще об одном интересном экспонате. В 1988 году на ЗиЛе была предпринята попытка создания принципиально нового базового автомобиля (проект ЗиЛ-4102). Этот лимузин был выполнен по схеме с несущим кузовом. С целью обеспечения самых высоких требований по вибродемпфированию крепление силового агрегата и разрезного заднего моста (задняя подвеска стала независимой) осуществлялось с помощью специальных подрамников, что позволило ввести дополнительный каскад демпфирования между кузовом и дорогой. Конструкция кузова предусматривала возможность существенного увеличения программы выпуска автомобиля за счет применения принципиально новой схемы узловой сборки и обеспечения штампуемости панелей. К сожалению, по времени реализации проект совпал с проведением реформ в СССР и экономическим спадом, что не позволило его завершить. Дальше двух опытных образцов работа не пошла.
История представительских лимузинов ЗиЛа и ГАЗа развивалась вплоть до краха СССР. Многие наработки наших компаний были вполне прогрессивными и в духе времени. Но главный заказчик — Кремль — пересел на машины Mercedes-Benz. Потом предпринимались слабые попытки восстановить уникальное производство, но ни к чему они так и не привели.
ВСТРЕЧА С ЮНОСТЬЮ
В 1959 году молодые конструкторы ЗиЛа в инициативном порядке решили создать проект малогабаритного автобуса. К тому времени было свернуто производство автомобилей ЗиС-110, и чтобы загрузить высвободившиеся производственные мощности, а также удешевить производство дорогостоящих лимузинов ЗиЛ-111, было предложено выпускать на его агрегатах небольшой комфортабельный автобус. С 1961 по 1970 гг. было построено 7 таких машин. После проведенной модернизации в 1970 году автобус стал называться ЗиЛ-118К, и до 1994 года их изготовили еще 86 штук различных модификаций. Несколько автомобилей ЗиЛ-118К работали в ГОНе. Было построено четыре автомобиля связи ЗиЛ-118К с высокой радиопрозрачной крышей, под которой размещалось специальное оборудование. Кроме того, для четвертого главного управления при Минздраве СССР были созданы специальные санитарные автомобили для обслуживания высших партийных руководителей.
Известно, что Леонид Брежнев был страстным автомобилистом. Меньше известен факт: на ГАЗе генсеку создали автомобиль специально для охотничьих выездов. Экспериментальный образец полноприводной «Волги» получил заводской индекс ГАЗ-24-95. В ходовой части этого автомобиля применялись узлы и агрегаты ГАЗ-69. Брежневская «Волга» на самом деле отличалась завидной проходимостью, на ней без труда можно было перемахнуть через поваленное дерево и выбраться из небольшого лесного болота. Ничего подобного в мире в середине 70-х годов не было.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.